Skip to main content

Основная кузница родного языка это семья

В минувшую субботу и.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края, руководителя администрации Агинского Бурятского округа Буянто Батомункуев принял участие в стратегической сессии учителей бурятского языка, где в кругу обсуждаемых проблем обозначили разработку и внедрение методических инструментов в изучении родного языка на основе произведений устного народного творчества.

В своем приветственном слове Буянто Балданжапович отметил, что в деятельности администрации Агинского Бурятского округа  важным направлением является этнокультурное развитие. При этом, нужна заинтересованность каждого в изучении родного языка, в этом важную роль играет семья.  

В последнее время в республике Саха Якутия получает большую поддержку и развитие сказительное искусство  Олонхо,  - отметила гость из Якутии, заведующая кафедрой художественной культуры    Арктического государственного института искусств и культуры Зоя Стрекаловская.  Фольклорный жанр  Олонхо объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Указом президента  2006-2015 годы  в республике были объявлены Десятилетием Олонхо, затем  второе Десятилетие Олонхо (с 2016  по 2025 год). 

Красоту и поэтику  этого жанра участники сессии смогли почувствовать в непосредственной презентации мастер класса в исполнении автора проекта Зои Стрекаловской. Она   продемонстрировала разные варианты его исполнения от речитатива до  горлового пения. По ее словам, герои Олонхо стали брендами  Якутии, они узнаваемы, а молодое поколение якутов воспитываются на характере и поведении героев – богатырей Олонхо.

                О проблеме сохранения родного языка поделились и гости из Внутренней Монголии. Мастер-класс «Функционализм дидактических материалов устного народного творчества монголов в государственных учреждениях дошкольного образования» показала преподаватель Харбинского университета Ганзориг Ичинхорлоо. Сегодня  численность монголов, проживающих в Китайской народной республике (Внутренняя Монголия) достигает 6 миллионов, при этом в самой Монголии проживают около 3 миллионов. Сохранение своей идентичности и  халха-монгольского языка в  китайской языковой среде также требует особого внимания и усилий. В этом направлении работа ведется, принята программа, которая реализуется с дошкольных учреждений. С методикой проводимой работы поделилась гостья из КНР Г.Ичинхорлоо.

                Интересным и познавательным было выступление старшего  методиста АИПК Елены Намжиловой. У бурятского народа богатое литературное наследие. Образы народных героических эпосов по праву должны занять свою нишу в воспитании и формировании традиционных культурных ценностей у подростков. Своей историей в познании родного языка рассказал ученик Агинской средней школы      Цыден Дамдинов. «Я хоть и вырос в бурятской семье, но родным языком не владел и даже не старался научиться, - начал он рассказ. Думал, бурятский язык мне не пригодится. Однажды на уроке музыки наш учитель рассказал и показал технику бурятского горлового пения. Мне очень понравилось, и я попросился к нему в ученики.  Благодаря этому искусству  я понял, насколько богат наш язык, культура и стал настоящим патриотом народных традиций, улигеров».  В этом году Цыден Дамдинов заканчивает школу, и готовит себе преемника.

                Подытоживая мероприятие, Буянто Балданжапович  отметил, что изучение родного языка посредством изучения, брендирования героев народного эпоса, улигеров и сказаний  играют огромную роль в обучении и воспитании, формировании духовной нравственности, носителя и творческого продолжателя культурно – духовных ценностей народа. Поэтому со стороны администрации округа оказывается финансовая и методическая  поддержка.  Для участников стратегической сессии учителей бурятского языка  мастер классы наших гостей послужили еще одним импульсом и  дали богатый практический материал.   Но, основной кузницей родного языка является семья, - подытожили участники.