Skip to main content

Методисты, учителя бурятского языка и специалисты сферы культуры Агинского округа участвовали в межрегиональном симпозиуме по изучению родных языков

В г. Чите состоялся межрегиональный научно-практический симпозиум «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи». В его работе приняла участие заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Билигма Будаева.

Всего в очной и дистанционной форме приняли участие  около 350 участников из Забайкальского края, Республик Татарстан, Хакасия, Бурятия, Коми,  Саха (Якутия), Иркутской, Омской, Томской, Новосибирской области и Хабаровского края.

Выступая в рамках пленарного заседания с докладом «Стратегия и тактика развития родных языков в поликультурной среде Агинского Бурятского округа» Билигма Будаева  актуализировала статус Забайкальского края как полилингвального и многоэтнического региона, для которого сохранение самобытных культур и родных языков коренного населения края, в частности бурят, является одним из приоритетов.  Среди факторов, обусловливающих сужение социальных функций бурятского языка, названы недостаток мотивации к изучению родного языка у детей, сокращение количества взрослого населения – носителей бурятского языка, отказ от использования бурятского языка в бытовой сфере молодыми людьми. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо объединение усилий  государственной власти и местного самоуправления по вопросам национальных традиций, языка и культурного своеобразия.   Также в ходе выступления Билигма Будаева отметила достигнутый прогресс в сохранении и развитии бурятского языка в Агинском округе, который выражается в эффективной кадровой политике образовательных организаций; неуклонном повышении количества обучающихся, изучающих родной язык; создании современных учебно-методических комплексов. Особый акцент сделан   на необходимости продолжения этой работы на основе консолидации ресурсов и потенциала трех субъектов Байкальского региона.

Сохранению культуры и языка коренных народов Забайкалья способствуют изучение родного (бурятского и эвенкийского) языка и литературы в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся, участие в краевых и международных олимпиадах. Воспитанию патриотизма и успешной социализации обучающихся в условиях полиэтнического региона способствует Программа интегрированного учебного курса для 5-10 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение», включающая в себя разделы «Фольклор и литература Забайкалья», «Живое слово Забайкалья».

Несмотря на государственный статус русского языка, остро стоит проблема сохранения и освоения его богатства и разнообразия как языка родного. Значимыми проблемами для преподавания родного (русского) языка являются недостаток специальной профессиональной компетентности у педагогов и учебно-методического обеспечения предмета; отсутствие апробированных и подтвердивших свою эффективность технологий и практик обучения. На решение озвученных проблем направлены мероприятия по созданию сайтов предметных ассоциаций педагогов, программы повышения квалификации учителей-предметников, учебно-методических комплексов и банка лучших уроков по курсу родного языка, проведению социально значимых образовательных событий.

В работе дискуссионной площадки «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков» участники обсудили проблемы развития и изучения родных языков, в том числе русского языка как родного;возможности сохранения и развития родных языков в условиях полиэтнического региона;эффективные технологии и практики обучения родному языку, в том числе русскому языку как родному;- проблемы и перспективы развития билингвального образования в условиях образовательных организаций.

Забанова О.А., специалист Республиканского Центра развития родных языков Министерства образования и науки республика Бурятия, к.филол.н  поделилась опытом создания новых продуктов, которые вносят вклад в формирование развивающей среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющей ребенку изучать свой родной язык в игровой форме. Это куклы в национальных костюмах, говорящие на бурятском языке, первый звуковой алфавит, музыкальный микрофон, интерактивный 3D словарь бурятского языка. Все это позволяет создавать использовать интерактивные технологии как одно из эффективных средств для обучения бурятскому языку.

Жанчипова Ц.С., учитель МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» городского округа «Поселок Агинское» поделилась опытом работы по интерактивному сопровождению в преподавании родного языка. Одним из путей к заинтересованности и мотивированности к изучению бурятского языка становится использование интерактивных технологий, в данном случае это интерактивная книга. Цыцыгма Самбуевна представила интерактивные книги, которые были разработаны учащимися их школы.

Цыренжапова Г.С., учитель МОУ «Агинская СОШ № 2» городского округа «Поселок Агинское» провела мастер-класс по формированию метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку в основной школе.

В работе дискуссионной площадки «Концептуальные подходы и эффективные практики поликультурного воспитания детей и молодежи»  обсуждены вопросы по направлениям: этнокультурная направленность; современные технологии  в изучении родного языка в современном культурном образовательном пространстве языка в условиях реализации; проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков;роль учреждений культуры в сохранении родных языков.

Рабданова Л.Р., ректор Агинского ИПК, в своем выступлении «Обновление содержания этнокультурного образования в контексте реализации стратегии развития бурятского языка» отметила, что новые образовательные результаты, заявленные в ФГОС, актуализируют задачи обновления содержания и появления разных форм, технологий организации образовательной деятельности учителями-практиками. Данная задача успешно решается педагогическим сообществом. Изучение модельных практик показало, что профессиональное сообщество учителей бурятского языка при выборе эффективных методик отдает предпочтение технологиям проектного метода обучения, образовательных событий, технологии обучения в сотрудничестве и др. Акцент «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентностей», включает в образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты.

Долгоржапова Д.М., режиссёр ГУК «Центр развития развития бурятской культуры Забайкальского края» представила комплекс национальной одежды как эффективное средство формирования этнокультурного воспитания подрастающего поколения через приобщение их к народному художественному творчеству. Обозначила роль родителей в формирования этнокультурного воспитания детей.

Батомункуева Р.М., специалист отдела краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано», показала деятельность краеведческой библиотеки как один из ведущих компонентов системы патриотического воспитания детей и юношества, содействие возрождению и сохранению национальной культуры, языка, изучение истории культуры своего региона, бурятского народа, распространение лучших традиций быта бурятской нации.

Значимость имеет создание цифровых библиографических коллекций, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой библиографической информации, которая выставляется на  собственный сайт библиотеки,  а также сайт администрации Агинского Бурятского округа, в социальной сети  «В контакте», в группах  и сообществах «Агинское - 24», «ГУК ЗКБ».

Цыбикова Ц.Ц., учитель бурятского языка и литературы МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа» в своем выступлении «Развитие творческих способностей обучающихся посредством интеграции учебно-воспитательной и внеурочной деятельности» рассказала о деятельности литературно-драматического кружка «Найдал», цель которого – выявление и развитие творческих способностей детей, их литературного дара и обучение учащихся не только выразительному чтению стихотворений, но и умению писать стихи на родном бурятском языке. Основными направлениями деятельности кружка «Найдал» являются развитие культуры речи и творческих способностей учащихся, воспитание у детей интереса и любви к театру; приобщение детей к классической и бурятской литературе, драматургии, театральному искусству

На основе интеграции урочной и внеурочной видов деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся учителем создается единое образовательное пространство для развития творческих способностей учащихся.

Болотова Б.Б., учитель бурятского языка и литературы  в своем докладе «Народный фольклор как средство сохранения и развития родного языка» поделилась опытом работы фольклорной группы, целью которой является сохранение и развитие родного языка, сохранение у детей интереса к своим национальным корням, утверждение нравственных ценностей на основе обычаев и обрядов своего народа. В представленном для просмотра видео, были отражены занятия, посвященные устному народному творчеству, где через изучение пословиц, поговорок, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра и зла, уважения к старости, взаимопомощи и т.д. Важным компонентом работы фольклорной группы является выпуск методического пособия по практическому буддизму в помощь молодым педагогам совместно с ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы».

Таким образом, на дискуссионных площадках состоялся обмен опытом в области преподавания родного языка, в том числе русского языка как родного, русского языка как неродного, ознакомление с лучшими практиками изучения родных языков в контексте этнокультурного и поликультурного воспитания детей и молодежи; актуализированы проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков, в том числе посредством электронных образовательных ресурсов.

  Итогом Симпозиума стало принятие в ходе Пленарного заседания резолюции межрегионального научно-практического симпозиума, участникам вручены Благодарственные письма и сертификаты.