Skip to main content

Баир Жамсуев принял участие в обсуждении проблем реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 ноября 2016 года состоялось обсуждение вопроса на тему «О проблемах реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов».

В своем выступлении Баир Жамсуев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель от государственного органа исполнительной власти Забайкальского края подверг резкой критике  Государственную программу  Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее - Госпрограмма), которая является единственным программным документом, направленным на социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона.

Основным инструментом реализации Госпрограммы на территории Байкальского региона, является федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» (далее – ФЦП).

Баир Жамсуев особо отметил, что в предыдущей версии ФЦП доля государственной поддержки для Забайкальского края без учета средств, предусмотренных на развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составляла 1,1 %, а сейчас 2,15 %!

За время реализации Госпрограммы в Забайкальском крае были выделены средства только на федеральную  автомобильную дорогу «Амур».

В целом, как подчеркнул сенатор: «Присутствие в программе мероприятий по развитию Байкальского региона носит «транзитный» характер и не является приоритетным», хотя при составлении проекта программы были выделены два макрорегиона Дальний Восток и Байкальский регион.

Отсутствуют также намерения Правительства Российской Федерации по обеспечению потребности в трудовых ресурсах и закреплению населения в Байкальском регионе, отметил Баир Жамсуев.

Тогда, как социальная обстановка в Байкальском регионе и в частности Забайкальском крае характеризуется значительной миграционной убылью населения. В 2015 году из Забайкальского края уехало 18,0 тыс. человек, миграционная убыль (7,2 тыс. человек) была замещена естественным приростом лишь на 38 % (ни в одном из регионов Дальневосточного федерального округа не наблюдается такой значительной убыли населения). Уезжают, в основном, квалифицированные специалисты и молодежь, что, несомненно, сказывается на качестве трудовых ресурсов. В 2016 году миграционный отток сохраняется на уровне прошлого года. Забайкальский край является удаленным приграничным регионом в связи с чем, данное обстоятельство ставит под угрозу национальную безопасность Российской Федерации.

В связи с тем, что с 1 января 2017 года  ликвидируются «территориальные» федеральные целевые программы это означает, что Забайкальский край будет иметь нулевое присутствие в Госпрограмме.

25 мая 2016 года в рамках заседания Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона было дано поручение о рассмотрении возможности распространения на Байкальский регион мер поддержки регионов Дальнего Востока. Однако Министерством экономического развития Российской Федерации было дано отрицательное заключение, которое уже 23 июня было направлено в Правительство Российской Федерации.

Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации № Пр-867 от 30 апреля 2016 года о необходимости нормативного закрепления порядка и правил формирования подпрограмм по опережающему развитию Дальнего Востока 07 ноября текущего года принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее в обязательном порядке выделение в государственных программах и федеральных целевых программах разделов по опережающему развитию Дальнего Востока.

Учитывая утверждение данного специального механизма по Дальнему Востоку, Баир Жамсуев предложил Минэкономразвития России внести изменения в указанное постановление, предусматривающие распространение данного механизма на Байкальский регион по аналогии с дальневосточными субъектами;

также   в части включения мероприятий, направленных на достижения одной из основных ее целей – повышения уровня социально-экономического развития Байкальского региона в целом и Забайкальского края в частности, внести изменения в программу, предусмотрев соответствующие источники  финансирования;

подготовить проект нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации, закрепляющего долю софинансирования по мероприятиям всех государственных программ, в размере не более 5% для субъектов Байкальского региона.

Участники обсуждения согласились, что отсутствует  эффективная координация при осуществлении мероприятий на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

По выступлению Баира Жамсуева было принято решение для реализации инвестиционных проектов в Забайкальском крае и для разрешения существующих проблем - в Минэкономразвития России с участием Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и представителей Забайкальского края во второй половине декабря 2016 года провести совещание.

По итогам заседания подготовлены рекомендации Министерству экономического развития РФ, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

В заседании также приняли участие Николай Говорин, депутат Государственной Думы, Дмитрий Кочергин, заместитель председателя Правительства Забайкальского края - руководитель Администрации Губернатора Забайкальского края, Алексей Бутыльский, руководитель Представительства Забайкальского края при Правительстве Российской Федерации.