Skip to main content

Новый год по лунному календарю наступит третьего февраля

Согласно Постановлению Забайкальского края, подписанного Губернатором Равилем Гениатулиным, первый день Сагаалгана - Нового Года по лунному календарю объявляется нерабочим праздничным днем на территории Агинского Бурятского округа.

Соответствующее Постановление Забайкальского края было подписано еще 20 января 2009 года и имеет бессрочный характер.
За три дня до наступления праздника в буддийских дацанах будет проведен особый молебен, посвященный Сахюусанам - десяти божествам-защитникам Учения.
По традиции в канун праздника в домах совершается особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.

Первого февраля можно будет принять участие в обряде «Дугжууба», который символизирует уничтожение в огне всего плохого и негативного и проводится в монастырях обычно за два дня до празднования Нового года.

Второго февраля является «закрытым днём» (бутуу удэр - бур.). В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда, поставить «табаг» - ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, боова, конфеты, рафинад, зефир), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок масла. Обязательно нужно зажечь зула (лампаду). В этот день категорически запрещается поднимать пыль в доме - проводить уборку нужно заранее.

В первый день Сагаалгана вставать нужно очень рано - в четыре - пять часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её, как считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех. В этот день необходимо зажечь зула, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трём драгоценностям (Будде, Дарме и Сангхе), а хозяевам местности поднести сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки).

В дни Нового года по лунному календарю совершается обряд запуска «коней ветра удачи»- Хии морин (бур.). Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

В праздничный день обычно навещают своих родных, друзей и знакомых. В первую очередь, в дань уважения поздравляют старших: бабушек и дедушек, родителей. В гостях обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.
В дацанах Агинского Бурятского округа, впрочем как и во всех буддийских храмах России, скоро начнутся торжественные службы — хуралы, предшествующие и знаменующие наступление Сагаалгана.