Skip to main content

Агинскому институту повышения квалификации работников социальной сферы - 20 лет

В этом году исполняется 20 лет со дня основания Агинского окружного института усовершенствования учителей, ныне Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы. 1 февраля состоятся торжественные мероприятия, посвященные этой дате.

Вот уже на протяжении двух десятилетий институт вносит весомый вклад в совершенствование системы подготовки педагогических кадров, муниципальных служащих городских и сельских поселений, работников учреждений социальной сферы Агинского Бурятского округа. Сегодня Агинский ИПК осуществляет подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных внести эффективный вклад в развитие системы образования округа. Опираясь на научные исследования и на передовую педагогическую практику, он осуществляет научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации системы образования Забайкальского края. Практическая направленность, современные технологии, инновационные проекты института позволяют активно заниматься исследовательской работой и уверенно идти в ногу со временем. Росту профессионализма педагогов и руководителей способствуют проводимые институтом научно-практические конференции, семинары, круглые столы по актуальным проблемам образования. Сегодня благодаря целеустремленности, огромной созидательной энергии, творческому поиску, высокому профессионализму, умению бережно хранить заложенные традиции, коллектив учреждения неизменно добивается успехов в осуществлении смелых планов и творческих начинаний.

Историческая справка:

Развитие системы дополнительного профессионального образования Агинского Бурятского округа имеет давнюю историю. Большой вклад в изучении архивных документов внесен директором окружного музея истории образования Даримой Дашицыреновой, которой удалось представить уникальные материалы и факты, связанные с изучением истории зарождения, становления и развития методической службы.
Ранний период в создании и развитии системы дополнительного профессионального образования характеризуется появлением организационных форм повышения квалификации специалистов (съездов, конференций, совещаний, семинаров), различных педагогических обществ учительской интеллигенции.
С созданием первой школы Аги в 1842 году одной из ранних форм профессионального развития учителей стали педагогические советы, где рассматривались вопросы учебно-воспитательной работы, совершенствования содержания и методов преподавания. Убаши Цыбик Онгодов, первый дипломированный учитель из агинских бурят, особое внимание уделял методике преподавания бурят-монгольского языка. Значимый вклад в систему подготовки кадров внесли Гомбожап Цыбиков, Цыбен Жамцарано, Базар Барадин, Б Очиров, Чойжил-Хама Базарон и другие. С 1917 года проводились всебурятские съезды, которые совмещались с учительскими курсами. Краткосрочные учительские съезды, на которых рассматривались конкретные дидактические и методические вопросы, стали прообразом современных курсов повышения квалификации.
В 1932 году в окружной системе образования впервые введены должности инструкторов-методистов. Приказом аймачного отдела народного образования ими назначены Базар Барадин, А. Ральдин, Б. Бадмажапов и др., теоретически и практически подготовленные специалисты. В их обязанности входили разъезды по школам с целью демонстрирования образцовых уроков с включением новейших, практически испытанных методов и приемов постановки учебно-воспитательного дела, чтения лекций и проверки достигнутых школьных результатов. Так, в начале 20 века совершенствовалась работа по повышению квалификации учительской интеллигенции, и зарождался как общественное явление институт методистов.
Дальнейшее развитие системы повышения квалификации учителей связано с образованием в 1937 году Агинского Бурят-Монгольского национального округа. По приказу отдела народного образования Агинского окрисполкома № 22 от 28.12.1938 г. создан окружной педкабинет (заведующие Б. Цыбиков, Н. Бадмажабэ, С.М. Зубов, Ц. Балдано, О.В. Морозова, Х.Б. Батодалаева, Ж.Б. Балданжабон, Ц. Дылыкжамсоин, Б. Хонгилоев и др.), который реорганизован в окружной методический кабинет в 1960 году (заведующие Ч. Нанзатова, Д. Гомбоин, Д. Базарова, Б. Мижитдоржиев, Д.Р. Ракшаев, Ж.Ж. Ванданова, Ц.Ч. Чимитов, Р.Д. Цыдыпова).
В послевоенные годы по приказу Министерства просвещения РСФСР стали проводиться очные летние и годичные постоянно действующие курсы, краткосрочные семинары, различные практикумы, которые функционировали долгие годы на базе Агинского педагогического училища.
Начиная с 1965 года, получают развитие окружные педагогические чтения, на которых с сообщениями о передовом педагогическом опыте выступают лучшие учителя, классные руководители, директора школ, заведующие детскими садами. Традиционными становятся августовские совещания, которые носили не только целеполагающий характер на новый учебный год, но и представляли интересную форму обобщения опыта, обмена профессионализмом, то есть являлись одной из форм повышения квалификации учителей.
Значительные изменения в системе повышения квалификации работников образования произошли с образованием нового субъекта РФ – Агинского Бурятского автономного округа. По инициативе председателя комитета образования Ц.Г. Намсараевой и поддержке Главы администрации Агинского Бурятского автономного округа Г.Ц. Цэдашиева принято решение об открытии института усовершенствования учителей.
В разные годы институт возглавляли руководители – Б.Б. Даширабданова, Заслуженный учитель РФ (1993 – 1998 гг.), Бальжит Дамбаева, к.п.н., Заслуженный учитель РФ (1998 – 2002 гг.), Р.А. Махабадарова, к.п.н., Почетный работник общего образования РФ (2002 – 2005 гг.), А.Д. Батомункуева, к.социол.н., Заслуженный учитель РФ (1993 – 1999 гг.), Б.Б. Тарбаева (2005 – 2007 гг.), Б.Б. Будаева, к.г.н., Почетный работник общего образования РФ (с 2007 г.).
В период становления института под руководством Б.Б. Даширабдановой выстраивалась система методической службы, свой стиль деятельности, что способствовало совершенствованию мастерства, профессионализма методистов. Взятый курс на научно-методическое сопровождение обновления содержания образования обеспечивали первые методисты института, ведущие руководители и учителя А.Д. Батомункуева, Р.А. Махабадарова, Д.Д. Аюрова, Ц.Б. Намсараева, Д.Д. Норбоева, Д.Д. Цынгуева, Б.О. Бальчиндоржиева, Т.Н. Цынгуева, В.В. Абадаева и другие. В новой профессиональной деятельности они сумели выйти на высокий научно-теоретический, методологический уровень осмысления педагогической практики.
Начальный этап развития института (1993-1995 гг.) охарактеризован разработкой авторских программ и программ национально-регионального компонента, раскрывающих особенности исторического и современного развития региона в национально-культурном и природно-хозяйственном аспектах, созданием учебно-методических комплектов по предметам. Были созданы творческие коллективы, которыми в кратчайшие сроки составлены программы национально-регионального компонента. Идея регионализации содержания образования получила поддержку ведущих учителей округа, которые стали авторами учебно-методических комплектов: Б.Ц. Бальжинимаев – автор курса «История родного края», Б.Д. Батуева – автор курса «География Агинского округа», Д.Д. Дашицыренова – «Бурятоведение» (10-11 кл.), «Основы буддийской философии», Д-Ц.Х. Бадмаева – «Ёhо заншал» (1-4 кл.), Г.С. Дугаржапова, Л.Б. Загдаева – «Ёhо заншал» (1-4 кл.), пособие «Мунхын дуhал», Б.Ж. Цырендоржиева – «Ёhо заншал» (5-7 кл.) и другие.
Стратегически выверенным направлением деятельности института с 1994 года под управлением заместителя директора Бальжит Дамбаевой становится освоение системно-деятельностного подхода, внедрение системы развивающего обучения, личностно-ориентированного образования, которые в настоящее время определены концептуальной основой федерального государственного образовательного стандарта. Серьезным достижением в реализации системно-деятельностного подхода является структурирование содержания образования, разработка предметных образовательных программ и выход на уровень составления аналитической матрицы, который рассматривается как нормативный документ, описывающий условия организации образовательного процесса. Наиболее существенные результаты данного опыта систематизированы в трех научных диссертациях, на соискание ученой степени кандидата педагогических наук руководителей и методистов института Бальжит Дамбаевой, С.З. Кимовой, Р.А. Махабадаровой.
Перспективные подходы в выстраивании содержания курсовой подготовки позволили начать опережающую подготовку педагогических кадров с новым мышлением, развитой рефлексивной культурой, создать условия для перехода образовательной практики на компетентностную парадигму – основу стандарта нового поколения.
С 2001 года институт осуществляет организационное и методическое сопровождение модернизации содержания и структуры образования, в итоге которого разработан богатый инструментарий для решения задач по повышению качества образования. Данный опыт позволил разгрузить и обновить содержание образования, создать здоровьесберегающие условия, внедрить современные педагогические технологии. Обеспечено научно-методическое сопровождение профильного обучения, формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
По заказу окружного Департамента образования совместно с Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом проведена переподготовка высвобождающихся кадров, более 500 педагогов получили новые специальности. В целях реализации проекта «Подготовка научных кадров» осуществлена профессиональная переподготовка 52 педагогов по специальности «Учитель-исследователь». В системе образования Агинского Бурятского округа, Забайкальского края защитили диссертации и работают более 20 руководителей и педагогов, в том числе кандидаты педагогических наук – Бальжит Дамбаева, Р.А. Махабадарова, С.З. Кимова, Л.В. Наранова, Ц.Л. Дондокова, Р.П. Дондокова, Н.Н. Балданова, кандидат социологических наук – А.Д. Батомункуева, кандидат географических наук - Б.Б. Будаева, кандидаты биологических наук – Б.Д. Мункуева, О.И. Жапова, Д.Л. Найдарова, кандидаты культурологии – Ц.Д. Дугарова, Ц.Ч. Жимбаева, Д.Д. Цынгуева, Б.В. Дашидоржиева, кандидат философских наук – Н.Ц. Шойдокова, кандидаты филологических наук – Ц.Б. Намсараева, Д.Б. Доржиева и др. Вовлеченность педагогов в исследовательскую деятельность повышает научность инновационных процессов и обеспечивает глубокий анализ педагогической практики.
В целях научного осмысления содержания инновационного образования и проектирования Программы развития учреждений проводятся постоянно действующие проектировочные семинары для директоров и их заместителей с приглашением ученых ведущих ВУЗов страны, более 70% руководителей учреждений имеют дипломы профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент в образовании».
Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов и образовательных учреждений осуществляется при сотрудничестве с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, Федеральным институтом развития образования, Институтом развития РАО, Институтом проблем образовательной политики «Эврика», Международной ассоциацией развивающего обучения, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, НИИ инновационных стратегий развития общего образования г. Москва, Московским городским психолого-педагогическим университетом и региональными институтами повышения квалификации. Следующий этап развития методической службы связан с переходом института усовершенствования учителей в окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы. Для обеспечения системы непрерывного повышения квалификации социальной сферы создана кафедра социальных наук, которая осуществляет обучение государственных и муниципальных служащих, преподавателей детских музыкальных школ и школы искусства, руководящих кадров и работников культуры, тренеров-преподавателей, специалистов по работе с молодежью, социальных работников.
Институтом обеспечено научно-методическое сопровождение реализации федеральных проектов: Приоритетного национального проекта «Образование», направлений регионального комплексного проекта модернизация образования. Разработаны целевые проекты сопровождения интенсивных процессов развития системы образования в регионе: «Региональный компонент содержания образования», «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога», «Управление введением предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Экспертиза инноваций в образовании и научно-методическое сопровождение экспериментальных площадок», «Образовательная выставка как пространство развития образовательных учреждений, педагогов».
Одной из форм распространения инновационного педагогического опыта является традиционный окружной форум «Школа года», который в 2011 году приобрел статус краевого форума инновационных проектов. Сложившаяся система работы в данном направлении позволила институту на протяжении 20 лет эффективно управлять презентационной деятельностью не только образовательных учреждений округа, края, но и самому достойно представить опыт организации инновационного движения в Забайкальском крае на международных и всероссийских форумах. Так, на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» институт стал обладателем главного приза «Большая жемчужина российского образования» (2010 г.). За защиту инновационного проекта «Деятельностный подход в повышении квалификации педагогических работников» в 2011 г. институт удостоен Диплома лауреата Международной конгресса-выставки «Global Education – Образование без границ».
Вопросы научно-методического обеспечения деятельности педагога нашей новой школы требуют развития и совершенствования самой системы повышения квалификации. В институте наработан опыт использования инновационной практики лучших учителей. Педагоги, имеющие высшую категорию, учителя, победители конкурсов приоритетного национального проекта активно участвуют в курсовой подготовке, обеспечивают практическую часть курсов. На базе инновационных школ созданы ресурсные центры, центры стажировок. Обновлено содержание методической работы на основе деятельностного подхода, при котором каждый учитель вовлечен в процесс осознанного повышения квалификации. Методисты института обеспечивают профессиональный патронаж развития учителя не эпизодическим повышением квалификации раз в 5 лет, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой через систему постоянно действующих семинаров на основе новых информационных технологий, тренингов, проектной и исследовательской деятельности. Индивидуальный, адресный характер работы со слушателями, мобильность и оперативность приводят к востребованности образовательных услуг института.
Инновационный путь развития института способствовал в числе первых в Забайкальском крае с 2010 года перейти в статус автономного. Эффективный опыт института по научно-методическому сопровождению инновационного развития региональной системы образования, образовательных учреждений позволил стать федеральной стажировочной площадкой по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Основным направлением является распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования. За два года реализации программы институтом и базовыми опорными площадками обучено на стажировках более одной тысячи слушателей из других регионов России.
Современное состояние и инновационное развитие системы повышения квалификации округа достигнуто во многом благодаря поддержке Администрации Агинского Бурятского автономного округа, Главы Администрации Баир Баясхалановича Жамсуева. Строительство пристройки к зданию института в 2001 году стало одним из первых новостроек округа. В настоящее время институт располагает собственной инфраструктурой, позволяющей обеспечить полноценное получение профессиональных знаний работников социальной сферы, современной, постоянно совершенствующейся учебно-материальной базой, представленной лекционными залами, учебными классами для аудиторных занятий, компьютерными классами с широкополосным доступом в интернет, библиотекой с фондом более 1000 экземпляров методической литературы, интерактивным оборудованием, учебной естественно-научной лабораторией, книжным киоском. Для комфортного размещения, проживания и питания слушателей предоставляется общежитие гостиничного типа, буфет. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования осуществлена модернизация компьютерного парка, приобретено современное оборудование для видеоконференции, дистанционного повышения квалификации, электронный киоск, полиграфическая типография.
Для осуществления образовательного процесса и ведения научно-исследовательской работы в институте функционируют кафедры менеджмента, социальных наук, образовательных технологий, культурологии, созданы центры модернизации общего и дошкольного образования, информационно-аналитический, в структуру института входит окружной музей истории образования.
Работают 24 педагогических работника, в том числе 4 кандидата педагогических наук, 1 кандидат географических наук и 1 кандидат культурологии. В 2013 году двое методистов завершают и готовят к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Таким образом, являясь лидером инновации в сфере образовательной политики, экономике образования, образовательном праве и развитии содержания образования учреждение представляет собой основной экспертный и проектный институт модернизации образования, обеспечивает поступательное развитие региональной системы образования.